О корректировке таможенной стоимости

Адвокатами АБ «Фридман, Гирин и партнеры» создана положительная практика по спорам с таможенными органами при оспаривании решений о корректировке таможенной стоимости.

В 2018-2019 г.г. адвокатами АБ «Фридман, Гирин и партнеры» успешно оспорен несколько решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости. В результате участникам внешнеэкономической деятельности возвращено из бюджета более 10 миллионов рублей.

При декларировании товара, ввозимого на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС)часто возникают споры о корректировке таможенной стоимости. Причем в большинстве случаев таможенные органы необоснованно корректируют таможенную стоимость в сторону увеличения, что ведет к переплате таможенных платежей.

Судебная практика свидетельствует, что в большинстве случаев участникам внешнеэкономической деятельности удается доказать необоснованность корректировки таможенной стоимости.

В соответствии с действующим таможенным законодательством основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров является стоимость сделки с этими товарами. Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей к уплате за ввозимые товары, является сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца.

Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с избранным таможенным режимом установлен Таможенным кодексом ЕАЭС. Также, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 марта 2018 г. N 42 утверждено «Положение об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза»

При этом, при проведении проверки обоснованности заявленной таможенной стоимости товара таможенные органы зачастую предъявляют абсурдные требования по представлению дополнительных документов.

Удовлетворяя требования заявителя о незаконности корректировки таможенной стоимости, арбитражный суд по одному из дел,  указал, что непредставление декларантом экспортной декларации страны отправления товаров и прайс-листа завода-изготовителя не могло послужить основанием для принятия оспариваемого решения, поскольку данные документы не входят в обязательный Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, которыми подтверждается таможенная стоимость товаров по первому методу таможенной оценки.

По другому делу арбитражный суд указал, что отличие уровня заявленной декларантом таможенной стоимости, от ценовой информации, имеющейся в таможенном органе, не является основанием для ее корректировки в соответствии с иным методом таможенной стоимости, т.к. исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверностиданный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличиядоказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.

Высшими судебными инстанциями неоднократно разъяснялось, что предусмотренные полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться какпозволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

Исходя из сложившейся судебной практики, можно сделать вывод о том, что при предъявлении таможенным органом необоснованных требований о предоставлении  дополнительных документов, для подтверждения таможенной стоимости, которые не предусмотрены таможенным законодательствах заявитель вправе отказаться от их предоставления. И в случае корректировки таможенной стоимости участник внешнеэкономической деятельности успешно может оспорить решение таможенного органа в судебном порядке.

Рекомендую участникам внешнеэкономической деятельности уже на стадии составления проекта контракта предусматривать условия, которые в будущем могут повлиять на решение таможенного органа по заявленной таможенной стоимости товара.

Например, в контракте указать условие о том, как определяется цена товара. Также необходимо заранее продумать схемы поставки товара, поскольку документы подтверждающие расходы на доставку товара могут истребовать таможенные органы. В контрактах обязательно указывать не только формальные реквизиты (адреса) сторон, но и конкретные способы связи (переписки) сторон.

Соблюдение не сложных правил при заключении и исполнении внешнеторгового контракта, позволит в будущем участнику внешнеторговой деятельности, если не избежать споров с таможенными органами, то документально усилить свои позиции.

с 09:00…18:00 Понедельник — Пятница
По срочным вопросам отвечаем круглосуточно
Комсомольская 40, оф. 510
Краснодар, 350063, Россия
+ 7 861 247-50-58
Пн — пт: 09:00…18:00